ПОЧЕМУ КОНТРСТРАЙК ПОБЕДИЛ

первый раз с сетевыми играми я познакомился в 99ом году. у нас в городе тогда был один или два компьютерных клуба, прокуренные тесные помещения. старший брат моего одноклассника регулярно там тусил. в то время в тренде был quake 2. мне игра очень зашла, но карманные средства не позволяли вырваться на хороший уровень, так что я все время пас задних.

через некоторое время железо в клубах прокачалось, подъехал так же quake 3 и half-life. quake 3 мне зашел еще больше, и в принципе дальше я гонял только в него. у меня получалось играть чуть лучше коллег, но значительно хуже задротов, просиживающих в клубах днями и ночами.

а потом случился counter-strike. и внезапно все пересели на него. соперника на quake стало проблематично найти. многие сетовали на то, что quake нереалистичен, там непонятное оружие и странные уровни. а вот в каэсе тебе и оружие нормальное, и стрельба, и умираешь от одного выстрела. уже кажется в 2001 никто не играл в quake. он просто испарился, исчез. WCG продолжал по инерции проводить турниры по играм 1v1, но там были меньше призовые, и в целом они были значительно менее популярными. каэс раздавил тяжелым берцем все существующие шутеры и продолжает удерживаться на вершине популярности по сей день.

в детстве я негодовал от такой несправедливости. в quake (до определенного уровня) решал raw skill—умение точно стрелять из hitscan оружия (рельсы и шафта), умение стрелять на упреждение (из рокета), умение быстро передвигаться (стрейф джампы и ускорение, вызванное ошибкой округления угловой скорости и потом ставшее фишкой во всех арена-шутерах), умение считать время до появления ключевых предметов. короче надо было реально уметь играть, иначе соснешь. игра была динамичной, упал—появился и снова в бой. tdm, заруба 2v2 или 4v4 превращался просто в мясной замес. игра шла в первую очередь от стрельбы.

в каэсе решала информация. враг умирал от нескольких точных пуль (а то и от одной), поэтому нужно было слушать, ждать за углом и нажимать кнопку. шансов уйти из перестрелки живым почти не было. процветало кемперство и крысятничество. если тебе не повезло умереть вначале раунда, изволь ждать минуту пока остальные попробуют затащить. оружие, которое после первой пули стреляет куда угодно, но только не в цель. победа зависела от командного взаимодействия.

почему так? я думаю, что это следствие стремления людей к социализации. когда ты играешь один—то ты сам по себе. не на кого положиться, некому тебя поддержать, не на кого наорать  в случае провала. только ты и враг, больше никого. в каэсе и в других тимплейных играх все зависит от коммуникации и слаженности действий команды. комбинации, которые можно провернуть и нужно контрить, значительно усложняются. даже простейший врыв под флешку (светошумовую гранату—тиммейт бросает за угол, а вы выходите и забираете слепого врага) уже требует какого-никакого общения и синхронизации. когда вас пять человек—то тактическая сложность возрастает на порядки. карты построены так, что нельзя укрепить одну часть, не ослабив другой. нужно играть по информации, своевременно ротироваться, слушать что говорят другие и самому давать правильную инфу.

во все это интереснее и играть, и смотреть. конечно, стрельба тоже серьезно решает. но ключ к победе—всегда командное взаимодействие. думаю что поэтому люди и играют. когда ты остался один, то команда будет тебя поддерживать. если ты уже погиб, то будешь радеть за оставшихся в живых товарищей, потому что их победа—и твоя победа тоже.

быть одному конечно хорошо, но люди животные социальные и не всем такое подходит, а большинству и вовсе не подходит. поэтому, так популярны ММО, где на самом деле вся серьезная игра строится вне игры, на форумах гильдий и тд, поэтому популярен каэс, поэтому популярны мобы (хотя у этих игр есть еще одна часть популярности—это сложнейшая метаигра).

из одиночных игр все еще держится starcraft и всякие карточные дела (hearthstone и тд). quake хоть и пытались оживить, но он так и остался уделом маргиналов. настоящее и будущее киберспорта—это командные дисциплины.


Сподобалось? Долучайтеся до мого телеграм каналу: https://t.me/full_of_hatred